Даша Пронина
Кабинет доктора Калигари / Das Cabinet des Dr. Caligari
Дата премьеры: 26 февраля 1920г.
Страна производства: Германия
Режиссёр: Роберт Вине
Сценарий: Карл Майер, Ганс Яновиц
Жанр: триллер.
В ролях: Вернер Краусс, Конрад Фейдт, Лиль Даговер, Фридрих Фейер.

Цитаты из фильма:
– Сколько мне жить осталось?
- До рассвета.
(С)
Сегодня до меня дошло, чем триллер отличается от детектива. В детективе главный герой – сыщик. В триллере главный герой – жертва преступления или убийца, он же маньячелло. «Кабинет доктора Калигари» - один из первых триллеров. Всё сосредоточено на переживаниях пострадавших.

Первый в истории кинофильм, передающий на экране изменённые состояния человеческого сознания. Не сомневаюсь, что Мартин Скорсезе задумал свой «Остров проклятых» (2009) после просмотра классики. Как же гениально снято, я до последних минут не понимала, в чём нежданчик. А эти волшебные декорации? Весь город, поля, леса – стилизованно нарисованные большие полотна бумаги. Люди ходят по игрушечным улицам. Сначала я решила: ну, ладно, не снимали по-настоящему, значит, задумка режиссёра такая.
Выходу фильма в Берлине в 1920 году предшествовала оригинальная рекламная кампания: по всему городу были развешаны плакаты с надписью: «Ты должен стать Калигари!» без каких бы то ни было дополнительных пояснений. Многие кинокритики пишут, что в фильме выразилось отчаяние от поражения немцев в Первой Мировой войне. Ничего такого я не заметила. Вообще, ни темы войны, ни поражения.

Советские искусствоведы того времени категорически не приняли фильм, разгромив его отрицательными отзывами. Он, действительно, необычный, снятый в манере экспрессионизма. Что скрывать, такие фильмы до сих пор не все могут смотреть. Как и картины Эдварда Мунка, Амедео Модильяни и Эрнста Людвига Кирхнера не каждому нравятся. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Для художников и кинематографистов всего мира эти «игры с разумом» стали настоящим источником вдохновения.

Мне страшно сойти с ума. Пережить нечто такое в жизни, с чем психика откажется справляться. Стать, как профессор Лейбе в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», который решил жить в собственном мире, пока вокруг творился ад революции. Хотя, это всё равно, что бояться смерти или неизлечимой болезни, взявшейся из ниоткуда. Переживаниями неизбежности не миновать.

Мне нравятся психологические фильмы с неожиданным финалом. Особенно приятно смотреть именно такое кино, снятое сто лет назад, и не потерявшее своей актуальности. Людей, которые его делали, уже нет среди живых, но они оставили о себе прекрасную память.
Дата премьеры: 26 февраля 1920г.
Страна производства: Германия
Режиссёр: Роберт Вине
Сценарий: Карл Майер, Ганс Яновиц
Жанр: триллер.
В ролях: Вернер Краусс, Конрад Фейдт, Лиль Даговер, Фридрих Фейер.

Цитаты из фильма:
– Сколько мне жить осталось?
- До рассвета.
(С)
Сегодня до меня дошло, чем триллер отличается от детектива. В детективе главный герой – сыщик. В триллере главный герой – жертва преступления или убийца, он же маньячелло. «Кабинет доктора Калигари» - один из первых триллеров. Всё сосредоточено на переживаниях пострадавших.

Первый в истории кинофильм, передающий на экране изменённые состояния человеческого сознания. Не сомневаюсь, что Мартин Скорсезе задумал свой «Остров проклятых» (2009) после просмотра классики. Как же гениально снято, я до последних минут не понимала, в чём нежданчик. А эти волшебные декорации? Весь город, поля, леса – стилизованно нарисованные большие полотна бумаги. Люди ходят по игрушечным улицам. Сначала я решила: ну, ладно, не снимали по-настоящему, значит, задумка режиссёра такая.
Выходу фильма в Берлине в 1920 году предшествовала оригинальная рекламная кампания: по всему городу были развешаны плакаты с надписью: «Ты должен стать Калигари!» без каких бы то ни было дополнительных пояснений. Многие кинокритики пишут, что в фильме выразилось отчаяние от поражения немцев в Первой Мировой войне. Ничего такого я не заметила. Вообще, ни темы войны, ни поражения.

Советские искусствоведы того времени категорически не приняли фильм, разгромив его отрицательными отзывами. Он, действительно, необычный, снятый в манере экспрессионизма. Что скрывать, такие фильмы до сих пор не все могут смотреть. Как и картины Эдварда Мунка, Амедео Модильяни и Эрнста Людвига Кирхнера не каждому нравятся. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Для художников и кинематографистов всего мира эти «игры с разумом» стали настоящим источником вдохновения.

Мне страшно сойти с ума. Пережить нечто такое в жизни, с чем психика откажется справляться. Стать, как профессор Лейбе в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», который решил жить в собственном мире, пока вокруг творился ад революции. Хотя, это всё равно, что бояться смерти или неизлечимой болезни, взявшейся из ниоткуда. Переживаниями неизбежности не миновать.

Мне нравятся психологические фильмы с неожиданным финалом. Особенно приятно смотреть именно такое кино, снятое сто лет назад, и не потерявшее своей актуальности. Людей, которые его делали, уже нет среди живых, но они оставили о себе прекрасную память.